В каждом автомобиле имеется место для запасного колеса. У одних автомобилей запаска расположена в багажнике, у других под днищем, а у многих моделей джипов запаска вынесена снаружи автомобиля для экономии места. Некоторые автомобили комплектуются не полноценным запасным колесом, а так называемой докаткой. Докатки более компактные, лёгкие по весу, занимают меньше места в автомобиле. Однако докатка – это не замена колесу. На докатке не рекомендуется долго ехать и превышать скорость 80 км/час, а также не рекомендуется устанавливать докатку на ведущую ось. Если прокололось переднее колесо у переднеприводной машины, имеет смысл перебрость полноценное колесо с задней оси на переднюю, а на заднюю ось поставить докатку.
Кроме запасного колеса в автомобиле должен быть домкрат, ключ для колёсных болтов. Также не самые необходимые, но востребованные вещи – перчатки и жидкость WD – 40. В перчатках удобно работать, чтобы после замены колеса не испачкать весь салон, а WD-40 понадобится, если колёсный болт не откручивается. Побрызгав в районе резьбы и подождав 10 минут, закисший колёсный болт проще выкрутится. Будет не лишним возить с собой в автомобиле ножной насос. Иногда будет достаточно не менять колесо, а подкачивать его по дороге на шиномонтаж. Но это действует только в случае небольшого прокола. И, конечно же, скорость передвижения должна быть минимальной, около 40 км/час.
Итак, мы в дороге, колесо пробито, накачивать его не удаётся, — спускает. Останавливаемся на обочине, или в заездном кармане.
Извлекаем запасное колесо, берём домкрат и ключ для колёсных болтов. Автомобиль ставим на передачу и затягиваем ручной тормоз. Под колёса можно дополнительно подложить камни или резиновые треугольники против непроизвольного скатывания.
Устанавливаем домкрат возле спущенного колеса, упираем в пятку для домкрата, но авто пока не поднимаем. Необходимо начать откручивать колёсные болты накрест, а когда болты станет легко крутить, поднимаем автомобиль невысоко, достаточно поднять на высоту около 7 см, чтобы под колесо поместилась ладонь. Снимаем колесо и устанавливаем запаску. Болты закручиваем также накрест, для точной центровки силы натяжения. Опускаем домкрат и затягиваем колёсные болты. В любом случае после замены колеса необходимо посетить шиномонтаж для ремонта старого и проверки состояния остальных колёс.